Лучшее в архитектуре… Заброшенная железная дорога в марийском лесу

| |

#история, #интересныефакты, #ссср, #заброшенное, #марийэл

Ещё совсем недавно железная дорога была символом прогресса, торговли и цивилизации. Можно вспомнить освоение Дикого Запада и Австралии, прокладку путей сквозь Индию и Сибирь, преодоление других бескрайних пространств. Пути прочно соединили города и страны обращённые к разным морям и океанам. Крохотные деревеньки, лежавшие вдоль них превращались в большие города, где люди находили работу, получали деньги, могли покупать вещи из дальних краёв и продавать продукты собственного труда.

Лучшее в архитектуре… Заброшенная железная дорога в марийском лесуУчасток Килемарской (Дубовской) ж/д в начале 2000-ых. Ист. olacity.ru, опубл. Profus.

Как правило, железные дороги каждого континента представляют собой объединённую сеть. Но бывают и исключения. Хочется рассказать об одной из действовавших в Советском Союзе железных дорог, изолированных от основной сети — Килемарской (или Дубовской) ширококолейной железной дороге, появившейся и исчезнувшей в где-то в марийских лесах. Я не буду копировать много данных из справочников и энциклопедий, а расскажу вам эту историю своими словами, а вы, если захотите — уточняйте в сети (источники в конце статьи).

В 1927 году в «марийской тайге» потом и кровью заключённых и ссыльнопоселенцев начинает строиться Дубовская железная дорога. Экономический смысл проекта прост: доставленные баржами по реке железнодорожные составы будут привозить из бескрайних лесов новые и новые грузы древесины к пристани Орехов Яр на Волге. По мере истощения леса — дорога должна прокладываться дальше на север. Уже осенью 1928 года был сдан в эксплуатацию первый участок пути: Орехов Яр — Мадары, на котором было построено Дубовское депо. По нему запустили 6 устаревших паровозов, ходивших на дровах, использовалось 150 вагонов.

Карта Килемарской железной дороги  с сайта olacity.ru, опубликована польз. ProfusКарта Килемарской железной дороги с сайта olacity.ru, опубликована польз. Profus

В начале 1931 года специально для работ на этом проекте был организован Марийский (чуть позже переименован в Нижегородский) исправительно-трудовой лагерь с 6 тысячами заключённых. Никогда раньше в этих местах не было так людно. В 1940 году сюда также были направлены несколько тысяч (возможно, 3000 человек) спецпоселенцев из присоединённых к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии: с Карпат и берегов Днестра в марийский лес, к такому путешествию даже не будучи заключённым вряд ли останешься равнодушным.

Лесозаготовки в Волжском леспромхозе. Источник: pereyezd.ru, польз. qwerty.Лесозаготовки в Волжском леспромхозе. Источник: pereyezd.ru, польз. qwerty.

Железную дорогу использовало предприятие, с 1947 года именовавшееся «Волжский леспромхоз». На 1957 год этой организации принадлежала немалая инфраструктура, помимо самой железной дороги: 20 магазинов, 14 хлебопекарен, 11 столовых, 8 детсадов на 250 мест. Жизнь в девственной тайге кипела, применение труда заключённых осталось в прошлом. Вдоль дороги возникали небольшие рабочие посёлки, строились платформы, а позднее — даже вокзалы. Вместе с грузовыми составами по Килемарской железной дороге стали ходить пассажирские поезда. В разные годы объемы добычи леса колебались, ведь на годы действия организации пришлись репрессии, Великая Отечественная, периодические лесные пожары, из-за которых паровозы в конце концов уступили место тепловозам (которые были новее и дороже), а в 1981 году, часть самого старого участка вообще ушла под воду: повлиял подъём воды после постройки Чебоксарской ГЭС.

1 of 2Вокзал Новый Цинглок в начале 2000-ых. Построен в 1979 г. Ист. olacity.ru, опубл. Profus.

Затопление части путей не оказалось роковым: сплавлять лес по Волге своим ходом было запрещено ещё в 1956 году. Речные пристани, в основном, потеряли своё значение, объемы леса стали вывозиться автодорогами. Тем не менее, остатки сопутствующих сооружений железной дороги выходящей из бескрайних лесов в 1981 году ушли прямо под воду — такое вот интересное завершение пути. Может быть и сегодня, по ночам, рыбаки, сидящие на берегу великой русской реки могут услышать призрачные гудки паровоза и серебристый призрак, поднимающийся из речной глади?

Кадр из х/ф Кадр из х/ф «Охотники за привидениями 2». Ист: ghostbusters.fandom.com

Строительство дороги вглубь лесов не останавливалось до 80-ых. После станции Цинглок дорога разветвлялась: одна ветка уходила на северо-запад — в дремучую сторону Нижегородской области, конечным пунктом там стала станция Пиштань, вторая — на восток — в сторону Йошкар-Олы. Именно она в 1979 году была соединена с общей сетью железных дорог страны и Килмераская железная дорога, спустя полвека после основания, перестала быть изолированной. Теперь лес мог доставляться до столицы Марий-Эл, да и вообще до любого уголка страны… но на носу уже была Перестройка.

К окончанию своего трудового существования, Килемарская железная дорога раскинулась более чем на 300 км по «марийской тайге». Когда-то заложенная у берегов Волги, она одной веткой достигла столицы региона — Йошкар-Олы и уходила другой веткой на север — вглубь лесов Нижегородской области. На предприятиях лесного хозяйства внедрялся автоматизированный труд, привлекались высококвалифицированные кадры. Но перестройка экономики нашей страны за каких-то десять лет свела на нет труды нескольких поколений предков. Сегодня от когда-то кипевшей жизнью лесной магистрали остался невысокий холм, по которому не всегда можно догадаться, что же это такое — да и некому особо догадываться. Заброшенные вокзалы и другие кирпичные постройки напоминают редким посетителям о том что всё в этой стране преходяще и может исчезнуть в любой момент

Участок марийского леса сегодняУчасток марийского леса сегодня

Источники:

  • Костыгов С. — Экспедиция в Марий-Эл;
  • Килемарская ж/д — остров ширококолейной колеи в Марий-Эл;
  • Страница на геокэшинге;
  • Заброшенная станция Новый Цинглок;
  • Википедия — Килемарская железная дорога.
  • »

    Источник

    Статья понравилась? Обязательно поделитесь с друзьями или сохраните.
    Кнопки социальных сетей чуть ниже…

    Оставьте комментарий