Лучшее в архитектуре… Прогулка по первой очереди метро.

| |

#метро, #архитектура, #транспорт, #москва, #урбанистика

Для жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы первыми совершить необычную подземную поездку через всю Москву. Пассажиров на станцию пропускали контролёры при предъявлении билета. Билеты были двух цветов: красный давал право проезда до станции «Сокольники», жёлтый — обратно. На билете делалась пометка о времени выдачи: он считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось — длина первой трассы составляла всего 11,6 км.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди. Я не ставлю своей задачей показать вам архитектурную красоту этих станций — вы её и так уже видели. Я хочу вам рассказать об артефактах, реконструкциях или просто о необычных вещах, которые мне встретились во время съёмок.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Наберитесь терпения, заварите чай и приготовьтесь совершить увлекательную фотоэкскурсию по самому первому подземному маршруту нашей столицы.

Материал разбил на три части. От станции «Соколоники» до станции «Охотный ряд» и два ответвления — до парка и до Смоленской площади.

Тупики за станцией «Сокольники».

1.  За станцией «Сокольники» был предусмотрен четырехпутный оборотный  тупик. Однако он не был закончен к пуску линии, поэтому перед станцией  был уложен пошерстный съезд, что позволяло оборачивать поезда при  начальном, не очень плотном графике движения. Оборотные тупики были  достроены только к 1936 году.1. За станцией «Сокольники» был предусмотрен четырехпутный оборотный тупик. Однако он не был закончен к пуску линии, поэтому перед станцией был уложен пошерстный съезд, что позволяло оборачивать поезда при начальном, не очень плотном графике движения. Оборотные тупики были достроены только к 1936 году.2.  Так как улица Стромынка образует крутой изгиб на поверхности, а  конструкция тупиков не позволяла построить второй главный путь по оси  станционного пути, то от «Сокольников» к «Преображенской площади» поезда  следуют (редкий для Москвы случай) с отклонением по стрелке. Трудно  сказать, использовался ли в 1936 году второй главный путь, но в  настоящее время мы имеем необычную конфигурацию тупиков.2. Так как улица Стромынка образует крутой изгиб на поверхности, а конструкция тупиков не позволяла построить второй главный путь по оси станционного пути, то от «Сокольников» к «Преображенской площади» поезда следуют (редкий для Москвы случай) с отклонением по стрелке. Трудно сказать, использовался ли в 1936 году второй главный путь, но в настоящее время мы имеем необычную конфигурацию тупиков.3.  Следы поздней реконструкции вентиляции. В 70-е годы (не могу сказать  точно, в каком именно году) на первой очереди была проведена глобальная  модернизация вентиляции. В шахтах с естественной вентиляцией установили  вентиляторы. Часть вентшахт забутовали, некоторые достроили. Вот здесь,  слева, вы видите вентшахту №180. Вентилятор находится почти под самым  потолком, а сверху, над тупиками, проходит вентканал.3. Следы поздней реконструкции вентиляции. В 70-е годы (не могу сказать точно, в каком именно году) на первой очереди была проведена глобальная модернизация вентиляции. В шахтах с естественной вентиляцией установили вентиляторы. Часть вентшахт забутовали, некоторые достроили. Вот здесь, слева, вы видите вентшахту №180. Вентилятор находится почти под самым потолком, а сверху, над тупиками, проходит вентканал.4.  Стрелочный пост станции «Сокольники» в тупиках. Такие будки, где сидел  стрелочник, были установлены на первой очереди у каждой стрелки. К  сожалению, нет данных о том, до какого года в них сидел человек. В наши  дни сохранились будки за тупиками станций «Сокольники», «Комсомольская»,  «Парк Культуры» и в камере съездов по первому пути около станции  «Охотный ряд». Похожая будка есть ещё в оборотных тупиках за станцией «Белорусская» (радиальная).4. Стрелочный пост станции «Сокольники» в тупиках. Такие будки, где сидел стрелочник, были установлены на первой очереди у каждой стрелки. К сожалению, нет данных о том, до какого года в них сидел человек. В наши дни сохранились будки за тупиками станций «Сокольники», «Комсомольская», «Парк Культуры» и в камере съездов по первому пути около станции «Охотный ряд». Похожая будка есть ещё в оборотных тупиках за станцией «Белорусская» (радиальная).

Станция «Сокольники».

1.  В торцах станции находятся служебные тележки для проведения различных  технических работ (ремонт, уборка потолка и стен). Например, вот эта  хитрая конструкция одновременно опирается на платформу и на рельсовый  путь. А башенка может передвигаться по направляющим.1. В торцах станции находятся служебные тележки для проведения различных технических работ (ремонт, уборка потолка и стен). Например, вот эта хитрая конструкция одновременно опирается на платформу и на рельсовый путь. А башенка может передвигаться по направляющим.2.  В 2005 году станцию преобразили в честь празднования 70-летия метро. На  один день вернулись старые указатели, работники метрополитена надели  форму образца 1935 года, а наружный вестибюль украсили огромные  восстановленные буквы надписи «МЕТРО».  Тогда же сделали этот буфет, стилизованный под вагон типа «А». После непродолжительного времени его убрали.2. В 2005 году станцию преобразили в честь празднования 70-летия метро. На один день вернулись старые указатели, работники метрополитена надели форму образца 1935 года, а наружный вестибюль украсили огромные восстановленные буквы надписи «МЕТРО». Тогда же сделали этот буфет, стилизованный под вагон типа «А». После непродолжительного времени его убрали.3. Какое-то страшное нагромождение табличек о направлении прохода. Если следовать им, то из кассового зала выйти нельзя.3. Какое-то страшное нагромождение табличек о направлении прохода. Если следовать им, то из кассового зала выйти нельзя.4.  Когда я был маленький, у меня в голове никак не укладывалась схема  организации движения на вход и выход. Тогда всё казалось сложным и  запутанным, но при этом удивляло то, что потоки людей не пересекаются, и  каждый пассажир безошибочно попадает в нужное место.4. Когда я был маленький, у меня в голове никак не укладывалась схема организации движения на вход и выход. Тогда всё казалось сложным и запутанным, но при этом удивляло то, что потоки людей не пересекаются, и каждый пассажир безошибочно попадает в нужное место.5.  Около портала виднеется решетка вентшахты №178А. Такое архитектурное  решение имеется ещё на некоторых станциях первой очереди. Перед решёткой  расположена планка остановки семивагонного состава, затем — название  станции и остатки планки остановки шестивагонного состава. Раньше вместо  планки была металлическая вертикальная рейка и цифра 6 на стене. 5. Около портала виднеется решетка вентшахты №178А. Такое архитектурное решение имеется ещё на некоторых станциях первой очереди. Перед решёткой расположена планка остановки семивагонного состава, затем — название станции и остатки планки остановки шестивагонного состава. Раньше вместо планки была металлическая вертикальная рейка и цифра 6 на стене.

Перегон «Сокольники» — «Красносельская».

Для опытной проверки возможности строительства по парижскому способу закрытой проходки и с использованием чертежей проекта МГЖД в ноябре 1931 г. был образован опытный участок на Русаковской улице и заложен сперва наклоннный бремсберг, а затем шахта №29. В ноябре начали строить эстакаду, а 10 декабря — вынимать грунт. Строительство велось по рабочим чертежам В. Л. Маковского из Технического отдела Управления Метростроя и проекту производства работ В. С. Пикуля.

А рядом, на дистанции №3, 15 мая 1932 года была начата проходка по открытому берлинскому способу.

Прокладка опытной штольни не обошлась без неприятностей: она вошла в водоносный слой, поэтому произошла осадка поверхности земли{ZPT} кирпичное здание, расположенное рядом, было деформировано, и в довершение 12 февраля 1932 года лопнула водопроводная магистраль, что привело к затоплению выработки. В общем, необходимый опыт строительства «парижского» односводчатого тоннеля с обделкой из бутового камня был получен. Технология была признана неприемлемой, и от неё было решено отказаться.

1.  Самый первый тоннель Московского метро. Тот самый участок опытной  проходки со сводом из бутового камня. Слева расположены три проёма  забутованной первой шахты. Она какое-то время использовалась для  естественной вентиляции, и за ней сохранился номер 175. Через некоторое  время построили (её проём виднеется дальше) ВШ №174, где установлен  вентилятор, а первую ВШ забутовали, сохранив наверху её киоск, который  после постройки очередного бизнес-центра был передвинут на новое место.1. Самый первый тоннель Московского метро. Тот самый участок опытной проходки со сводом из бутового камня. Слева расположены три проёма забутованной первой шахты. Она какое-то время использовалась для естественной вентиляции, и за ней сохранился номер 175. Через некоторое время построили (её проём виднеется дальше) ВШ №174, где установлен вентилятор, а первую ВШ забутовали, сохранив наверху её киоск, который после постройки очередного бизнес-центра был передвинут на новое место.2. Загадочная гермодверь с надписью мелом «Не открывать». Скорее всего, это кабельный коллектор в электроподстанцию.2. Загадочная гермодверь с надписью мелом «Не открывать». Скорее всего, это кабельный коллектор в электроподстанцию.3.   Ночная расстановка. Чтобы машинисту было проще найти свой поезд (а  утром за контроллер может сесть новый машинист), то под лобовое стекло  ставят табличку с номером вагона. 3. Ночная расстановка. Чтобы машинисту было проще найти свой поезд (а утром за контроллер может сесть новый машинист), то под лобовое стекло ставят табличку с номером вагона. 4. Остатки забутованной ВШ с наклонным ходом на 44 пикете. 4. Остатки забутованной ВШ с наклонным ходом на 44 пикете. 5.  Находился ли изначально в этом месте санузел или нет сказать трудно.  Скорее всего, под него приспособили то помещение, которое нашлось.  Беглый осмотр показал, что других входов в него нет, а высота этой  дверцы от силы метр с кепкой.  5. Находился ли изначально в этом месте санузел или нет сказать трудно. Скорее всего, под него приспособили то помещение, которое нашлось. Беглый осмотр показал, что других входов в него нет, а высота этой дверцы от силы метр с кепкой.

Станция «Красносельская».

1.  Особенностью конструктивной схемы «Красносельской» является  расположение колонн в один ряд по станционной оси, а не в два, как на  других аналогичных станциях первой очереди. На станции не  прогнозировался большой пассажиропоток, поэтому платформа сделана более  узкой. Также прямо в середину путевой стены выходит ВШ №1701. Особенностью конструктивной схемы «Красносельской» является расположение колонн в один ряд по станционной оси, а не в два, как на других аналогичных станциях первой очереди. На станции не прогнозировался большой пассажиропоток, поэтому платформа сделана более узкой. Также прямо в середину путевой стены выходит ВШ №1702.  Почти все станции первой очереди имеют очень маленькие служебные  помещения, втиснутые туда, где оставалось место. Вот например вход в  кабину ДСП, под лестницей.2. Почти все станции первой очереди имеют очень маленькие служебные помещения, втиснутые туда, где оставалось место. Вот например вход в кабину ДСП, под лестницей.3.  15 мая 2006 года, в День Рождения Московского метрополитена, в  вестибюле «Красносельской» была торжественно открыта мемориальная доска в  честь Героя Социалистического Труда, Заслуженного строителя РСФСР,  одной из первостроительниц Московского метрополитена — Татьяны  Викторовны Федоровой.3. 15 мая 2006 года, в День Рождения Московского метрополитена, в вестибюле «Красносельской» была торжественно открыта мемориальная доска в честь Героя Социалистического Труда, Заслуженного строителя РСФСР, одной из первостроительниц Московского метрополитена — Татьяны Викторовны Федоровой.4.  Предполагалось, что станция будет иметь два выхода в город, но к  открытию был построен только один наземный вестибюль на пересечении  Краснопрудной и Верхней Красносельской улиц. Из-за отсутствия большого  наплыва пассажиров, второй потенциальный выход на Гавриковскую улицу,  который вы видите на фотографии, так и не был достроен. Вернее, он был  выполнен в объеме конструкций станции, но вестибюлей и подходных  коридоров не имеет.4. Предполагалось, что станция будет иметь два выхода в город, но к открытию был построен только один наземный вестибюль на пересечении Краснопрудной и Верхней Красносельской улиц. Из-за отсутствия большого наплыва пассажиров, второй потенциальный выход на Гавриковскую улицу, который вы видите на фотографии, так и не был достроен. Вернее, он был выполнен в объеме конструкций станции, но вестибюлей и подходных коридоров не имеет.5. На одной из колонн можно найти птицу. 5. На одной из колонн можно найти птицу.

Перегон «Красносельская» — «Комсомольская».

1.  Однопутный тоннель около станции «Красносельская» и непонятная  деревянная дверь. Вообще, вся первая очередь пронизана различными  артефактами — то забутованные проемы, то неизвестные двери... Такой вот  80-летний дух истории.1. Однопутный тоннель около станции «Красносельская» и непонятная деревянная дверь. Вообще, вся первая очередь пронизана различными артефактами — то забутованные проемы, то неизвестные двери… Такой вот 80-летний дух истории.2.  Раструб около «Красносельской» и ночная расстановка вагонов — почти  впритык. Видите, слева, около стены, бетонная дорожка — она сделана  специально для прохода машинистов к поездам, так как по щебенке ходить  трудно.2. Раструб около «Красносельской» и ночная расстановка вагонов — почти впритык. Видите, слева, около стены, бетонная дорожка — она сделана специально для прохода машинистов к поездам, так как по щебенке ходить трудно.3.  Нижняя точка двухъярусного пересечения главного пути с веткой в депо,  которая проходит сверху. Слева видна заложенная кирпичом дверь, которая  вела в какую-то небольшую каморку рядом с тоннелем.3. Нижняя точка двухъярусного пересечения главного пути с веткой в депо, которая проходит сверху. Слева видна заложенная кирпичом дверь, которая вела в какую-то небольшую каморку рядом с тоннелем.4.  Ночная расстановка в тупиках за станцией «Комсомольская». III  станционный путь всегда свободен, так как по нему осуществляется связь с  депо «Северное».4. Ночная расстановка в тупиках за станцией «Комсомольская». III станционный путь всегда свободен, так как по нему осуществляется связь с депо «Северное».5. Перекрестный съезд за станцией «Комсомольская». Это были единственные тупики, построенные к 15 мая 1935 года в полном объёме. 5. Перекрестный съезд за станцией «Комсомольская». Это были единственные тупики, построенные к 15 мая 1935 года в полном объёме.

Ветка в депо.

Отрывок из главы «На подступах к депо» книги «Как мы строили метро»

Вся трасса 2-й дистанции расположена в чрезвычайно тяжелых грунтах. По своим гидрогеологическим условиям, по разнообразию и сложности конструкций этот участок занимает особое место среди остальных объектов открытого способа работ.

В самом деле, на протяжении около 600 метров мы имеем однопутные, двухпутные, четырехпутные тоннели{ZPT} однопролетные, двухпролетные и двухъярусные рамные конструкции, четырехпролетные неразрезные балочные перекрытия.

Весь этот узел погружен в насыщенные водой и как бы разверзающиеся под ногами строителей грунты. В этом узле, повторяю, самым сложным и тяжелым оказался участок двухъярусного пересечения.

Он находится на территории бывших Красных прудов — судите сами, как здесь «сухо» под землей. Работа здесь по целому ряду причин была опасной для строителей. Во-первых, она грозила сорвать все сроки строительства на 2-й дистанции. Во-вторых, она буквально угрожала жизни работавших в котловане людей.

По первому варианту проекта выход из депо был запроектирован обыкновенным стрелочным ответвлением от главного пути. В этом случае мы ограничились бы постройкой обыкновенного широкого тоннеля с глубиной залегания в 8-9 метров. При содействии водопонижающих установок построить такой тоннель было бы нетрудно. По этому варианту и начата была работа: забили сваи для крепления котлована и приступили к земляным работам. Грунт был вынут уже кое-где на глубину до 8 метров, когда первый вариант проекта Метрострой отбросил, ибо он создал бы серьезные затруднения при эксплуатации метрополитена. Главный путь периодически занимали бы поезда, идущие в депо и обратно. Расположение путей в одной плоскости могло привести к авариям, к столкновению поездов.

Был запроектирован новый вариант тоннеля, на этот раз двухъярусного, при котором главные пути всегда остаются свободными для нормального движения поездов. Новый вариант значительно менял конфигурацию котлована, взаимное расположение тоннелей и, следовательно, всю систему креплений.

1. Уже в пределах тупиков путь начинает подъем к поверхности. А первый путь, наоборот, ныряет вниз — под ветку.1. Уже в пределах тупиков путь начинает подъем к поверхности. А первый путь, наоборот, ныряет вниз — под ветку.2. За кривой находится депо. А прямая стенка — это оформление пересечения с нижним тоннелем.2. За кривой находится депо. А прямая стенка — это оформление пересечения с нижним тоннелем.3. Верхний ярус пересечения. Видите: слева, около КР — решетка стока. Говорят, это прямой дренаж в подземную речку Чечёра.3. Верхний ярус пересечения. Видите: слева, около КР — решетка стока. Говорят, это прямой дренаж в подземную речку Чечёра.4. Тоннель уже вышел на поверхность, но над ним находится вот такой вот красивый навес.4. Тоннель уже вышел на поверхность, но над ним находится вот такой вот красивый навес.5. Портал тоннеля в депо «Северное». 5. Портал тоннеля в депо «Северное».

Станция «Комсомольская».

Первые работы на площадке будущей станции начались 3 мая 1933 года.

Станция длинной 155 метров и шириной 16,8 метра сооружалась открытым способом на постоянно загруженной площади трех вокзалов. Движение наземного транспорта, трамваев, автобусов, автомобилей и пешеходов в процессе строительства не должно было прерываться. Остановить движение на площади означало бы парализовать жизнь всей Москвы. Десятки тысяч пассажиров пользовались каждый день железными дорогами, каждые пять минут к платформе одного из вокзалов прибывали поезда из самых разных уголков необъятной страны. На площади проходил ряд трамвайных маршрутов, интервал движения которых доходил до 40 секунд. Не менее напряженной была и подземная жизнь площади. Здесь проходили сотни линий телеграфной и телефонной связи, силовые электрокабели, газовые магистрали, главный водопровод Москвы в трубе диаметром 650 мм, целая серия водопроводов диаметром от 50 до 250 мм, ливнеотводы. А ближе к Курскому путепроводу течет заключенная в трубу река Ольховка.

Но рукотворные трудности меркли по сравнению с природными. Гидрогеологические условия в зоне строительства были тяжелейшими. В прошлом площадь представляла собой сплошное болото, горизонты грунтовых вод начинаются с глубины 3-х метров. Ниже залегает мощный слой плывунов, толщиной от 6 до 8 метров.

1.  Фотосъёмку на станции я проводил в то время, когда на ней  эксплуатировались и номерные вагоны, и вагоны типа «Е». Из-за разной  посадки машинистов (в номерном он сидит по центру, а в «ешке» — справа)  для одинаковой остановки состава временно наклеили отдельный знак для  вагона типа «Е». Сейчас они не эксплуатируются, поэтому знак снят.1. Фотосъёмку на станции я проводил в то время, когда на ней эксплуатировались и номерные вагоны, и вагоны типа «Е». Из-за разной посадки машинистов (в номерном он сидит по центру, а в «ешке» — справа) для одинаковой остановки состава временно наклеили отдельный знак для вагона типа «Е». Сейчас они не эксплуатируются, поэтому знак снят.2. Долгое время на стене станции висели старые таблички. Сейчас, к сожалению, они утрачены. 2. Долгое время на стене станции висели старые таблички. Сейчас, к сожалению, они утрачены. 3.  С момента открытия станция практически не подвергалась переделкам и  сохранила свой первоначальный архитектурный облик. Время коснулось лишь  покрытия платформы и освещения. «Комсомольской» повезло больше, нежели  другим станциям первой очереди — глаза не режут «голые» люминесцентные  лампы без рассеивателей, так как сохранились светильники, установленные в  кессонах перекрытия, только красивые люстры, висевшие в центральном  нефе, заменены стандартными светильниками — «шарами», а первоначальное  асфальтовое покрытие платформы позже было заменено гранитными плитами.3. С момента открытия станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный архитектурный облик. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. «Комсомольской» повезло больше, нежели другим станциям первой очереди — глаза не режут «голые» люминесцентные лампы без рассеивателей, так как сохранились светильники, установленные в кессонах перекрытия, только красивые люстры, висевшие в центральном нефе, заменены стандартными светильниками — «шарами», а первоначальное асфальтовое покрытие платформы позже было заменено гранитными плитами.4.  Конструкция станции уникальна для первой очереди. Для обслуживания  большого количества пассажиров станция была запроектирована с  проходящими над путями балконами. Первоначально потоки людей были  аккуратно распределены: входящие пассажиры направлялись на балконы и  спускались на станцию в центре, выходящие поднимались по торцевым  лестницам. Когда были сняты ограждения, на лестницах возникло  столпотворение.4. Конструкция станции уникальна для первой очереди. Для обслуживания большого количества пассажиров станция была запроектирована с проходящими над путями балконами. Первоначально потоки людей были аккуратно распределены: входящие пассажиры направлялись на балконы и спускались на станцию в центре, выходящие поднимались по торцевым лестницам. Когда были сняты ограждения, на лестницах возникло столпотворение.5.  Вопреки распространенному мнению, нигде при строительстве Московского  метрополитена не использовался труд заключенных. На «Комсомольской»  работали, в основном, молодежные бригады комсомольцев — в их честь и  дано этой станции такое название, им же посвящено и оформление станции. 5. Вопреки распространенному мнению, нигде при строительстве Московского метрополитена не использовался труд заключенных. На «Комсомольской» работали, в основном, молодежные бригады комсомольцев — в их честь и дано этой станции такое название, им же посвящено и оформление станции.

Источник

Статья понравилась? Обязательно поделитесь с друзьями или сохраните.
Кнопки социальных сетей чуть ниже…

Реклама партнеров


Закажите модные УГГИ UGG AUSTRALIA
Более 10-ти различных моделей и цветов на любой вкус и цвет





НОВИНКА! Массажная подушка с прогревом
Снимайте отёки, мышечное напряжение и усталость
Переходите на сайт, кликнув по картинке


Массажная подушка с прогревом

Оставьте комментарий