0
    Поделитесь с друзьями:
    История одной дореволюционной квартиры

    #Интерьеры, #Ремонт, #История, #Архитектура, #Наука, #Реставрация, #Квартира

    Самой роскошной квартирой в доме № 10 по Большой Садовой была пятая, располагавшаяся в левой части фасадного корпуса на третьем этаже. В ней с 1906 года проживал домовладелец Илья Пигит вместе с женой Верой.

    Парадные помещения выходили окнами на Садовое кольцо, спальни, кухня и комната прислуги — во двор. Все парадные комнаты были выполнены в разных стилях.

    Наибольшей вычурностью отличался кабинет Ильи Пигита: обои из картона, стилизованные под крокодиловую кожу, на кессонированных потолках лепные изображения орла, павлина и утки, напоминающие не гипсовый декор, а резьбу по дереву.

    Гостиная была украшена барочной лепниной, в оформлении выделялся десюдепорт. Столовую спроектировали в стиле модерн, а зал получился неоклассическим.

    План квартиры на начало XX века. Реконструкция выполнена коллективом Центра историко-градостроительных исследований под руководством Б.Е. Пастернака. 1997. Авторы: Т.С. Борисова, Б.Е. Пастернак, В.И. Шередега План квартиры на начало XX века. Реконструкция выполнена коллективом Центра историко-градостроительных исследований под руководством Б.Е. Пастернака. 1997. Авторы: Т.С. Борисова, Б.Е. Пастернак, В.И. Шередега

    1920-1970-е

    С начала 1920-х годов огромная квартира превратилась в многонаселенную коммуналку. Большую часть жителей составляли рабочие — токарь, кондуктор трамвайного парка, штопалка, ткачиха, электромонтер и другие. До 1944 года в квартире проживала племянница бывшего домовладельца Дина Пигит. Жительница одной из комнат квартиры (комната располагалась в одной трети зала, в той части, где находится эркер) Любовь Анатольевна Люкшина (прожила в квартире с рождения в 1957 году до 1969 года) вспоминала, что до войны лепнина была покрыта позолотой, а в войну из-за того, что готовили на керосиновых лампах потолок покрылся копотью. После войны весь декор просто побелили.

    В 1958 году в квартире были прописаны 31 человек. В 1960-е годы квартиру поделили на две — 5 и 5а. Так, например, бывшие столовая и кабинет оказались в квартире под номером 5а, а бывшие гостиная и зал — в квартире под номером 5.

    Акулина Ивановна Шелепова с соседкой Валерией Кузьминичной Полонской у окна в бывшем зале. Виден декоративный элемент - пальмета (растительный оранмент в виде веерообразного листа). 1947. Из личного архива внучки А.И. Шелеповой Любови Анатольевны Люкшиной Акулина Ивановна Шелепова с соседкой Валерией Кузьминичной Полонской у окна в бывшем зале. Виден декоративный элемент — пальмета (растительный оранмент в виде веерообразного листа). 1947. Из личного архива внучки А.И. Шелеповой Любови Анатольевны Люкшиной

    Хиппи-сквот в 1980-90е годы

    В середине 1980-х годов после расселения коммуналки квартира превратилась в хиппи-сквот. В 1996 году реставраторы Ольга Бернс и Олег Лопухов случайно оказались в бывшей владельческой квартире. Сквотеры безуспешно пытались спасти стремительно разрушающиеся дореволюционные интерьеры, а также защитить квартиру от бандитов и бизнесменов, желающих ее захватить. Ольга Бернс и Олег Лопухов сняли множество слепков с лепных деталей и вывезли некоторые элементы интерьеров в свои мастерские, в частности изображения орла и павлина.

    Элементы интерьеров квартиры пытались спасти и сотрудники молодого тогда еще не государственного музея М.А. Булгакова, располагавшегося в мемориальной квартире № 50.

    Александра Селиванова, инициатор и куратор выставок и мероприятий в квартире № 50 с конца 1990-х годов до 2012 года:

    В какой-то момент стало известно, что квартира 5, где жили Пигиты, готовится к капитальному ремонту с уничтожением исторических интерьеров. Алексей Хегай, Элина Гальцева, на тот момент арт-директор музея, и я отправились смотреть, что там осталось. Впечатление было невероятным – следы коммуналки были незаметны, зато сохранились великолепные интерьеры 1904-1905 годов.

    Это была полная мешанина стилей – спальня в стиле рококо, гостиная – модерн с серебристыми тисненными обоями под крокодиловую кожу и с цветным лепным фризом, комната в стиле неоклассики (назначение помещений, интерьеры которых выполнены в разных стилях до сих пор точно не установлено. – прим. ред.). Больше всего меня поразили сохранившиеся обои: удалось собрать 3-4 типа.

    Мы понимали, что все будет уничтожено и договорились о том, что снимем лепные розетки, фрагменты карнизов и обои. Все вынесенное оттуда мы решили выставить в музее, для чего был выделен небольшой зал. Там с Элиной Гальцевой мы сделали выставку об истории дома, как мы думали тогда – часть будущей постоянной экспозиции. В архиве города Москвы достали чертежи планов дома, разрешения на строительство

    Фрагменты лепнины отчистили от слоев масляной краски – на некоторой (из спальни, гостиной) – обнаружилась позолота, где-то – полихромная роспись. Затем по специальной технологии лепнину скомпоновали залили гипсом, подобно тому, как в итальянских храмах в стены вмуровывались фрагменты античных эпитафий и рельефов.

    Эти плиты были вывешены на стенах рядом с кусками обоев, зажатыми между стеклами. К сожалению, эта выставка была разобрана, но сами фрагменты сохранены.

    В конце 1990-х — начале 2000-х годов все оставашиеся интерьеры были унчитожены. В Музее М.А. Булгакова хранятся детали некогда роскошного декора. Сейчас в бывшей владельческой квартире располагается офис.

     Бывший кабинет Ильи Пигита. Здесь видно, где проходила коммунальная стена между двумя комнатами. Фотография Пола Спенглера. 1996 Бывший кабинет Ильи Пигита. Здесь видно, где проходила коммунальная стена между двумя комнатами. Фотография Пола Спенглера. 1996
     Сверху: лепное изображение орла из собрания Музея М.А. Булгакова. Фотография: Антон Акимов. Внизу: лепное изображение орла на потолке кабинета Пигита, фотография Пола Спенглера, 1996 год Сверху: лепное изображение орла из собрания Музея М.А. Булгакова. Фотография: Антон Акимов. Внизу: лепное изображение орла на потолке кабинета Пигита, фотография Пола Спенглера, 1996 год
     Детали лепного декора кабинета Ильи Пигита. Фотография: Иван Ерофеев Детали лепного декора кабинета Ильи Пигита. Фотография: Иван Ерофеев
     Сверху: детали лепного декора карниза из кабинета Ильи Пигита, собрание Музея М.А. Булгакова. Фотография: Иван Ерофеев. Внизу: детали цветочного лепного декора и лепное изображение утки в кабинете Ильи Пигита. Фотография: Пол Спенглер, 1996 Сверху: детали лепного декора карниза из кабинета Ильи Пигита, собрание Музея М.А. Булгакова. Фотография: Иван Ерофеев. Внизу: детали цветочного лепного декора и лепное изображение утки в кабинете Ильи Пигита. Фотография: Пол Спенглер, 1996
     Слева: лепной декор фриза и карниза в стиле модерн в столовой. Фотография Пола Спенглера, 1996. Справа: детали лепного декора столовой. Фотография: Иван Ерофеев Слева: лепной декор фриза и карниза в стиле модерн в столовой. Фотография Пола Спенглера, 1996. Справа: детали лепного декора столовой. Фотография: Иван Ерофеев
    Детали лепного декора столовой. Фотография: Иван Ерофеев Детали лепного декора столовой. Фотография: Иван Ерофеев

    »

     

    Источник: zen.yandex.ru Большой музей

    Понравилось? Сохраните себе на стену в соц.сетях или закладках

    Кнопки социальных сетей чуть ниже…

    Поделитесь с друзьями:

    Надежные огурцы для теплиц и грядок (Видео)

    Previous article

    Правильное питание с точки зрения психологии

    Next article

    You may also like

    More in Ремонт

    Интерьер

    Планировка квартиры студии

    #Ремонт, #Перепланировка, #Интерьеры, #Квартира, #Кухня Одним из самых популярных предложений в плане ремонта на рынке, на данный момент является студия. При этом нужно ...

    Comments

    Leave a reply